Подход к определению разрядов такс для исчисления платы за заготовку древесины

Минприроды России подготовило проект постановления Правительства РФ, которым предусматривается существенное изменение подходов к определению разрядов такс для исчисления платы за заготовку древесины. В нынешней редакции примечание 4 к таблице 1 Ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года № 310, выглядит так:
«Выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее – погрузочный пункт).
При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 километров при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс».

В предлагаемой Минприроды России новой редакции это примечание выглядит так:
«Выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, автомобильным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее – погрузочный пункт).
Для лесов, которые отдалены от железных дорог, входящих в общую сеть железных дорог России, и сплавных путей на расстояние свыше 100 километров, учитывается наличие автодорог федерального или регионального значения, автодорог с твердым покрытием, а в горных лесах Северного Кавказа учитывается также наличие автодорог районного значения с твердым покрытием. В этих случаях разряды такс устанавливаются исходя из расстояния от центра лесного квартала ‎до соответствующей автомобильной дороги».

В случае, если эти изменения будут приняты, разряды такс, и, соответственно, минимальные ставки платы за заготовку древесины, могут существенно повыситься. Насколько именно – непонятно, поскольку предлагаемая Минприроды формулировка допускает неоднозначное толкование. Например, древесина с лесосек вывозится обычно именно автомобильным транспортом – лесовозами; значит ли это, что разряды такс должны отсчитываться от погрузочной площадки каждой лесосеки?

Кроме того, Минприроды предлагает сильнее дифференцировать ставки в зависимости от запасов древесины. Сейчас градаций (коэффициентов) всего три: 0,9 для ликвидного запаса древесины до 100 плотных кубометров на гектар, 1 – для запаса от 100,1 до 150 кубометров, и 1,05 для запасов свыше 150 кубометров. Новая редакция предусматривает шесть градаций: 0,85 для запасов до 75 кбм/га), 0,93 – до 100 кбм/га, 1 – до 125 кбм/га, 1,07 – до 175 кбм/га, 1,1 – до 200 кбм/га, и 1,13 – свыше 200 кбм/га.
Аналогичные изменения предлагается внести в примечание к таблице 2 (ставки для неосновных пород).

Минприроды также предлагает изменить подход к определению минимальных ставок платы за использование лесов для осуществления рекреационной деятельности. В действующей редакции ставки применяются с повышающими или понижающими коэффициентами в зависимости от расстояния для ближайшей автодороги общего пользования: от 0,5 при расстоянии свыше 3 км до 3,5 при расстоянии до 1 км включительно. Предлагаемая новая редакция предусматривает только повышающие коэффициенты: от 1 при расстоянии от 6,1 км до 3,5 при расстоянии до 1 км включительно. Правда, уточняется, что дорога должна быть с твердым покрытием.

Проект приказа

 

*Информация взята с «Лесной форум Гринпис России».